2017-й получился одним из самых насыщенных скандалами в истории Голливуда. По списку номинантов на премию «Оскар», которой Американская киноакадемия традиционно подводит итоги года, этого, впрочем, не скажешь: он вышел гендерно и этнически разнообразнее, чем у «Золотого глобуса», но обошелся без радикальных сенсаций. До церемонии награждений самой престижной кинопремии мира остаётся чуть больше месяца, а пока, о главных фаворитах оскаровской гонки и о неожиданных сюрпризах, которые преподнесли академики, рассказывает актриса Дарья Погодина.
Главные фавориты
Если в предыдущие годы два-три лидера оскаровской гонки проявлялись задолго до объявления номинантов, то в этот раз единое мнение о фаворитах премии у критиков и экспертов не складывалось до последнего. 2017-й был богат на разнообразные скандалы, но не предъявил ни грандиозного фильма-события (вроде «Титаника» или «Властелина колец»), ни кино, бесспорно выделяющегося на общем фоне за счет выдающегося художественного решения. В итоге больше всего номинаций досталось картинам, о которых как фигурантах оскаровских раскладов заговорили только во второй половине осени и успех которых на наградах отдельных голливудских гильдий поначалу еще воспринимался как неожиданный — это романтическая сказка Гильермо дель Торо «Форма воды» (13 номинаций) и условно злободневная трагикомедия Мартина Макдона «Три билборда близ Эббинга, Миссури» (7 номинаций). Кроме того, 8 номинаций получил «Дюнкерк» Кристофера Нолана — вместе с «Темными временами» Джо Райта (6 номинаций) подтвердив, что с расширением и повышением разнообразия членского состава Американская киноакадемия не лишилась своей страсти к большим, размашистым историческим полотнам на тему Второй мировой войны.
Главные неожиданности
Пожалуй, самый большой сюрприз киноакадемия преподнесла, выдвинув сразу в шести номинациях «Призрачную нить» Пола Томаса Андерсона: охватывающий несколько десятилетий портрет вымышленного кутюрье, явно вдохновленного такими гениями моды, как Кристобаль Баленсиага и Чарльз Джеймс. Если в номинации Дэниела Дэй-Льюиса, сыгравшего в «Нити» главную роль (и затем объявившего ее последней в своей славной карьере), никто не сомневался — мало какого артиста академики любят так сильно, то сам фильм в финальных прогнозах почти не фигурировал и вниманием голливудских гильдий был более-менее обойден. Успел несколько выпасть из оскаровского фавора и сам Пол Томас Андерсон: два его предыдущих фильма «Мастер» и «Врожденный порок» остались без премий, да и номинаций по меркам режиссера «Магнолии» и «Нефти» получили всего-ничего — три и две соответственно. Тем не менее «Призрачная нить» оказалась оценена по заслугам — это сложное, многозначительное и по-хорошему странное кино, пожалуй, больше всех остальных фигурантов номинации «Лучший фильм» приближается к тому, чтобы считаться большим искусством.
Другие сюрпризы — номинация Дензела Вашингтона за судебную трагикомедию «Роман Израэл, эсквайр» и выдвижение «Логана» в категории «Лучший адаптированный сценарий»: о существовании жанра комиксного и супергеройского кино «Оскары» не вспоминали со времен Хита Леджера и «Темного рыцаря» (если не считать традиционных для блокбастеров технических номинаций). Кроме того, совсем уж поразительным по меркам старающейся не уходить далеко в сторону мейнстрима стало выдвижение легенды французской новой волны Аньес Варда в категории «Лучший документальный фильм»: ее совместная работа с художником JR «Лица, деревни» в мае была показана на Каннском фестивале, фавориты и победители которого почти никогда (если речь не об Андрее Звягинцеве) не попадают в поле внимания киноакадемии. Доказательство — возмутительное отсутствие среди номинантов мощнейшего триллера Джоша и Бена Сэфди «Хорошее время», среди прочего подтвердившего большой актерский диапазон Роберта Паттинсона.
Другие публикации