В Москве пройдет полная ретроспектива Андрея Тарковского. В течение недели в Новом пространстве Театра Наций и Музее АЗ будут показаны семь полнометражных фильмов режиссера, в том числе самая полная версия «Андрея Рублева» — «Страсти по Андрею». Ретроспектива приурочена к выставке «Тарковский & Плавинский. Прорыв в прошлое», проходящей в Новом пространстве Театра Наций. В экспозиции сопоставлены кадры из фильма «Андрей Рублев» и работы художника-шестидесятника Дмитрия Плавинского.
Идея провести ретроспективу появилась после состоявшегося в рамках выставки специального показа 206-минутной версии фильма «Андрей Рублев» — «Страсти по Андрею». Зрительский интерес был настолько большим, что не смотря на нехватку мест и продолжительность картины, никто не ушел до окончания сеанса. Увидев это, руководство театра решило показать все фильмы Тарковского.
В программе ретроспективы фильмы выстроены в хронологическом порядке — от «Иванова детства» до «Жертвоприношения». «Андрей Рублев» будет показан в 206-минутной версии 1969 года. В советский прокат фильм вышел в 1971 году в сильно сокращенном виде — продолжительностью 175 минут.
О предстоящей ретроспективе рассказывает актриса Дарья Погодина:
«Семь фильмов Андрея Тарковского — семь вех в истории мирового кинематографа. Черно-белая драма «Иваново детство» представила новый, нетипичный взгляд на Великую отечественную войну: главный герой картины — мальчик-партизан, лишенный детства. «Андрей Рублев» — монументальная картина о великом иконописце. Его духовный путь показан на фоне сюжетов из истории древней Руси — зачастую жестоких и бесконечно далеких от привычных лубочных образов.
«Солярис» и «Сталкер» — два обращения Тарковского к теме научной фантастики. Однако из обоих сюжетов (первый — из одноименного романа Станислава Лема, второй — адаптация повести «Пикник на обочине» братьев Стругацких) Тарковский убирает практически всю собственно фантастическую составляющую, оставляя философские размышления о морали и поиск ответов на главные вопросы.
Пожалуй, самая известная лента Тарковского — «Зеркало» — автобиография поэтичных образов, путешествие по закоулкам памяти под музыку Баха и поэзию Арсения Тарковского, отца режиссера. Не менее личным оказался и первый зарубежный фильм Андрея Арсеньевича — «Ностальгия». Главный герой — писатель в исполнении Олега Янковского — путешествует по Италии, но сердцем остается с Россией.
Завершает творческий путь гениального режиссёра картина «Жертвоприношение», снятая в Швеции. Это размышление о том, на какую жертву человек готов пойти, чтобы спасти мир».
Другие публикации